Систему органов военной прокуратуры составляют: Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокуратуры соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры РФ, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокурором РФ на органы военной прокуратуры.
Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
Природоохранные прокуратуры созданы в целях усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды.
На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура — Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранительной прокуратуры, определяются Волжским межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ. Остальные прокуратуры действуют на правах районных прокуратур.
На природоохранные прокуратуры возложены следующие полномочия:
1) надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей среды и экологических прав граждан, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;
2) уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятельности.
Транспортные прокуратуры действуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасности движения на воздушном, речном (морском) и железнодорожном транспорте. Транспортные прокуратуры осуществляют также надзор за исполнением законов и соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан предприятиями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспортных перевозок грузов и пассажиров.
Транспортные прокуратуры расследуют преступления, совершенные на транспортных объектах. Одновременно транспортные прокуратуры осуществляют надзор за законностью административной деятельности органов внутренних дел на транспорте, оперативно-розыскной деятельностью, дознанием и предварительным следствием, которые проводят сотрудники транспортной милиции.
Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания или иных мер принудительного характера действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ.
Прокуратуры закрытых административно-территориальных образований. В настоящее время в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.02 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур» действуют две специализированные прокуратуры закрытых административно-территориальных образований с непосредственным подчинением Генеральной прокуратуре РФ (г. Межгорье и комплекс «Байконур»).
Другие прокуратуры, осуществляющие надзор за соблюдением и исполнением законов РФ в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обслуживающих их режим и непосредственное функционирование, подчиняются территориальным прокуратурам субъектов РФ.
Организация деятельности специализированных органов прокуратуры
В соответствии с абзацем 1 п.1 ст.11 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» в систему прокуратуры входят «военные и другие специализированные прокуратуры», приравненные по объему полномочий к прокуратурам субъектов РФ. В статье 15 комментируемого Закона законодателем был использован несколько иной способ выделения рассматриваемого вида прокуратуры «военные и иные специализированные прокуратуры». Несмотря на имеющиеся терминологические различия можно утверждать, что в составе системы органов прокуратуры имеется подсистема специализированных прокуратур. Однако перечень специализированных прокуратур не приведен. В Законе урегулированы организация и деятельность лишь одного из видов специализированной прокуратуры — военной прокуратуры. К сожалению, на это обстоятельство не обращено внимание в юридической литературе, специально посвященной прокуратуре и прокурорскому надзору1. Что касается иных видов специализированной прокуратуры, то порядок их организации и деятельности урегулированы в подзаконных нормативных актах — приказах Генерального прокурора РФ. В данном параграфе речь идет о военной прокуратуре, а иные виды специализированной прокуратуры рассматриваются лишь фрагментарно.
Состав, полномочия органов военной прокуратуры определены в статьях 46-50 (раздел VI. «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры») Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 23 декабря 1998 г). Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ, военные, прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Анализ приведенной нормы (абзац 1 п.1 ст.46) свидетельствует о наличии 3-х звеньев в системе органов военной прокуратуры. В основе звенности находится военно-административное деление Российской Федерации, урегулированное упоминавшимися выше Указами Президента РФ 900 и 901 от 27 июля 1998 г.1. Высшим звеном является Главная военная прокуратура, которую возглавляет Главный военный прокурор. В структуру Главной военной прокуратуры включаются управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники указанных структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ.
Промежуточным звеном между Главной военной прокуратурой и военными прокуратурами объединений, соединений, гарнизонов и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов, являются военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов РФ.
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами.
Низовым звеном системы органов прокуратуры являются военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Военные прокуратуры, независимо от принадлежности к органам прокуратуры различных звеньев, осуществляют свои полномочия независимо от командования и органов военного управления. В дополнение к общим полномочиям военные прокуроры обладают и специальными полномочиями, исчерпывающий перечень которых установлен в пункте 2 ст.47 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно этому перечню военные прокуроры полномочны: участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения; по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам; проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц; требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации.
Помимо военных прокуратур в подсистему специализированных прокуратур включаются следующие виды: транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы, природоохранные прокуратуры
Общим для специализированных прокуратур из приведенного перечня, который в силу известных причин (формирование новых общественных отношений) не является исчерпывающим, служит их правовая основа: организация и деятельность специализированных прокуратур урегулированы в подзаконных нормативных актах — приказах Генерального прокурора РФ.
Особое место в подсистеме специализированных прокуратур занимает прокуратура Второго управления Генеральной прокуратуры РФ. Правовой основой организации и деятельности данного вида прокуратуры продолжает оставаться Указ Президиума Верховного Совета СССР «О судах, прокуратуре, адвокатуре, нотариате и органах внутренних дел» от 1 июня 1979 г. . Приведенный Указ ПВС СССР в соответствии с постановлением ВС РФ «О порядке судопроизводства по гражданским и уголовным делам, возникающим на особо режимных объектах, и в особо режимных войсковых частях»2, утратил силу. И только в части особенностей образования и деятельности прокуратуры он продолжает действовать. В этой связи следует согласиться с В.И. Басковым — автором известных публикаций о прокуратуре и прокурорском надзоре — в том, что правовую основу организации и деятельности рассматриваемого вида специализированной прокуратуры составляет Указ ПВС СССР от 1 июня 1979 г. .
Специализированные прокуратуры.
В соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 11 Федерального закона от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» в систему органов прокуратуры входят «военные и другие специализированные прокуратуры», приравненные по объему полномочий к прокуратурам субъектов Российской Федерации. В ст. 15 комментируемого Закона законодателем был использован несколько иной способ выделения рассматриваемого вида прокуратуры — «военные и иные специализированные прокуратуры». Несмотря на имеющиеся терминологические различия, можно утверждать, что в составе системы органов прокуратуры имеется подсистема специализированных прокуратур. Однако перечень специализированных прокуратур не приведен. В Законе урегулированы организация и деятельность лишь одного из видов специализированной прокуратуры — военной прокуратуры. К сожалению, на это обстоятельство не обращено внимание в юридической литературе, специально посвященной прокуратуре и прокурорскому надзору [1] [2] . Что касается иных видов специализированной прокуратуры, то порядок их организации и деятельности урегулирован в подзаконных нормативных правовых актах — приказах Генерального прокурора РФ. В данном параграфе речь идет о военной прокуратуре, а иные виды специализированной прокуратуры рассматриваются лишь фрагментарно. Состав, полномочия органов военной прокуратуры определены в ст. 46-50 (разд. VI «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры») Федерального закона от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23 декабря 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»»). Систему органов военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов. Анализ приведенной нормы (абзац первый п. 1 ст. 46) свидетельствует о наличии трех звеньев в системе органов военной прокуратуры. В основе звенности находится военно-административное деление Российской Федерации, урегулированное упоминавшимися выше указами Президента РФ от 27 июля 1998 г. 900 и 901 1 Высшим звеном является Главная военная прокуратура, которую возглавляет Главный военный прокурор, назначаемый на должность Советом Федерации РФ по представлению Генерального прокурора РФ [3] [4] . В структуру Главной военной прокуратуры включаются управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники указанных структурных подразделений являются старшими помощниками и помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Главной военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором. В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и проку- роров-криминалистов. В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Промежуточным звеном между Главной военной прокуратурой и военными прокуратурами объединений, соединений, гарнизонов и других военных прокуратур, приравненных к прокуратурам городов и районов, являются военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Низовым звеном системы органов прокуратуры являются военные прокуратуры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Военные прокуратуры, независимо от принадлежности к органам прокуратуры различных звеньев, осуществляют свои полномочия независимо от командования и органов военного управления. В дополнение к общим полномочиям военные прокуроры обладают и специальными полномочиями, исчерпывающий перечень которых установлен в п. 2 ст. 47 Федерального закона от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Согласно этому перечню военные прокуроры полномочны: участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления; назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения; по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам; проверять законность содержания осужденных, заключенных под стражу и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц; требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу, соответственно, воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, органами и учреждениями внутренних дел Российской Федерации. Помимо военных прокуратур в подсистему специализированных прокуратур включаются следующие виды: транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы, природоохранные прокуратуры [5] . Общим для специализированных прокуратур из приведенного перечня, который в силу известных причин (формирование новых общественных отношений) не является исчерпывающим, служит их правовая основа: организация и деятельность специализированных прокуратур урегулированы в подзаконных нормативных правовых актах — приказах Генерального прокурора РФ. Особое место в подсистеме специализированных прокуратур занимает прокуратура Второго управления Генеральной прокуратуры РФ. Правовой основой организации и деятельности данного вида специализированной прокуратуры продолжает оставаться указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 июня 1979 г. «О судах, прокуратуре, адвокатуре, нотариате и органах внутренних дел» 1 . Приведенный указ ПВС СССР в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 8 июля 1992 г. 3248-1 «О порядке судопроизводства по гражданским и уголовным делам, возникающим на особо режимных объектах, и в особо режимных войсковых частях» [6] [7] утратил юридическую силу. И только в части особенностей образования и деятельности прокуратуры он продолжает действовать. В связи с этим следует согласиться с В.И. Басковым — автором известных публикаций о прокуратуре и прокурорском надзоре — в том, что правовую основу организации и деятельности рассматриваемого вида специализированной прокуратуры составляет указ ПВС СССР от 1 июня 1979 г. [8]