1. Полиция обеспечивает защиту права каждого на свободу и неприкосновенность личности. Лицо не может быть задержано на срок более 48 часов до вынесения судебного решения в случаях, предусмотренных Федеральным законом и другими федеральными законами.
1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, или на которых наложено заключение под стражу, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством;
2) лиц, сбежавших из-под стражи, уклоняющихся от отбывания наказания, или не явившихся в место отбывания наказания в установленный срок;
3) лиц, уклоняющихся от административного ареста;
5) лиц, привлеченных к ответственности за административные правонарушения;
(ред. Федерального закона от 21.12.2021 г. № 424-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции или военным командирам;
(ред. Федерального закона от 03.02.2014 г. № 7-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) лиц, уклоняющихся от исполнения принудительных мер медицинского характера или мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения для исполнения таких мер;
лиц, уклоняющихся от принудительных мер медицинского характера;
9) лиц, нарушивших правила комендантского часа;
10) лиц, незаконно пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до установления личности, но не более трех часов;
11) лиц, пытавшихся совершить самоубийство или страдающих тяжелыми психическими расстройствами, создающими угрозу для себя и окружающих, — до передачи их в специализированные лечебные учреждения;
12) лиц, сбежавших из психиатрических лечебных учреждений или уклоняющихся от недобровольной госпитализации, — до передачи их в соответствующие учреждения;
13) лиц, по которым поступило требование о выдаче за границу.
3. При задержании сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 данного Федерального закона, а также разъяснить задержанному лицу его права на юридическую помощь, услуги переводчика, уведомление близкого родственника или лица о факте задержания и право отказаться от дачи объяснения.
(в ред. Федерального закона от 06.02.2020 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Срок задержания начинается с момента ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Задержанное лицо имеет право на услуги адвоката и переводчика с момента задержания в соответствии с федеральным законодательством.
6. При задержании полиция осуществляет досмотр вещей, документов и транспортных средств задержанных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)
(см. текст в
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Лица, находящиеся под задержанием, содержатся в специально отведенных помещениях под постоянным надзором, чтобы исключить любые угрозы их жизни и здоровью. Условия содержания, рацион питания и порядок медицинского обслуживания определяются Правительством Российской Федерации. Перед помещением в специально отведенные помещения и после окончания срока задержания лица подвергаются личному осмотру, результаты которого отражаются в протоколе задержания.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Памятка при задержании
Ниже приведена информация о правах задержанных лиц, задержанных сотрудниками правоохранительных органов, а также руководство по действиям в этой ситуации.
Задержанное лицо не может находиться под административным задержанием более 48 часов (см. статью 22 Конституции и статью 14 Федерального закона «О Полиции» от 07.02.2011 № 3).
В случае административного задержания срок не должен превышать 3 часов, за исключением случаев, когда правонарушение предусматривает административный арест (см. статью 27.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Срок задержания начинается с момента ограничения свободы передвижения лица (см. пункт 4 статьи 14 Федерального закона «О Полиции»).
По истечении 48 часов (или 3 часов при административном задержании) задержанное лицо должно быть освобождено, если в его отношении не принята мера пресечения в рамках уголовного или административного производства.
При обращении к полиции необходимо выполнить следующие действия:
1) представить свои данные, должность, звание и предъявить служебное удостоверение по требованию гражданина, после чего объяснить причину и цель обращения;
2) при использовании мер, ограничивающих права и свободы гражданина, разъяснить причины и основания применения таких мер, а также права и обязанности гражданина;
3) сообщить задержанному его право на юридическую помощь, услуги переводчика, уведомление близких о факте задержания и право на отказ от дачи показаний (см. пункт 4 статьи 5 и пункт 3 статьи 14 Федерального закона «О Полиции»).
Задержанное лицо в течение
Лицо, задержанное органами дознания, имеет право на использование услуг адвоката и переводчика с момента задержания (см. ст. 46 УПК РФ, п. 5 ст. 14 ФЗ «О полиции»).
Задержанный вправе отказаться от дачи показаний (согласно статье 51 Конституции РФ — никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга или близких родственников).
Привлекаем внимание: мы настоятельно рекомендуем воздержаться от дачи показаний до прибытия адвоката. Показания следует давать только после разработки стратегии защиты!
Задержанный вправе предоставлять показания и объяснения на родном языке, которым он владеет (см. п. 6 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).
Задержанный также имеет право на получение необходимой медицинской помощи (согласно ч. 1 ст. 29 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).
Подозреваемый вправе получить копию постановления о возбуждении уголовного дела против него, протокола задержания или решения о применении к нему меры пресечения (см. п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).
Задержанные лица содержатся в специально предназначенных для этого помещениях под охраной, гарантирующей их жизнь и здоровье. Перед размещением в указанных помещениях и по истечении срока задержания задержанные лица обязательно проходят осмотр, результаты которого отражаются в протоколе задержания.
Адвокат по уголовным делам: задержание подозреваемого
Задержание подозреваемого — это мера процессуального принуждения, которую применяют органы дознания, дознаватели и следователи на срок до 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Основной целью задержания является установление личности подозреваемого, его возможной причастности к совершенному преступлению и решение вопроса о необходимости применения в отношении него меры пресечения.
Согласно ч. 1 ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса РФ, органы дознания, дознаватели и следователи могут задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
- когда лицо задержано при совершении или сразу после совершения преступления;
- если пот
Обязанность уведомлять различные организации и лица о задержании подозреваемых определена законодательством РФ. Например, в случае задержания военнослужащего или сотрудника органа внутренних дел, необходимо уведомить командование воинской части или начальника органа, где служит сотрудник.
Для адвокатов предусмотрено уведомление адвокатской палаты субъекта РФ, членом которой является подозреваемый. Если же подозреваемый является иностранным гражданином, его должны уведомить в соответствующем посольстве или консульстве.
Аналогично, при задержании члена общественной наблюдательной комиссии необходимо уведомить секретаря Общественной палаты РФ и соответствующую общественную наблюдательную комиссию.
Задержание используется как срочная мера принуждения по отношению к лицу, против которого нет достаточных доказательств совершения преступления, но есть основания для подозрения. В случае если подозрение не подтвердится и не будет оснований для заключения под стражу, подозреваемый должен быть освобожден через 48 часов.
Судья имеет право на продление срока задержания еще на 72 часа по ходатайству одной из сторон для представления дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности меры пресечения.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры». (В)
Материал статьи взят из открытых источников
Комментарий к ст. 91 УПК РФ
1. Процессуальное задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, представляет собой временное содержание под стражей на срок до 48 часов с момента задержания. Эта мера применяется органом дознания, дознавателем или следователем в соответствии с пунктом 11 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Отметим, что задержание может быть как подозреваемого, так и обвиняемого в преступлении.
2. В случае уклонения осужденного от отбывания уголовного наказания, не связанного с лишением свободы, предусмотрена возможность временного задержания до 30 суток до рассмотрения вопроса о возможной замене наказания более строгим видом (см. пункт 18 статьи 397). Такое задержание требует судебного решения и регулируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (часть 2 статьи 30, часть 4 статьи 32, часть 4 статьи 46).
3. Важно различать уголовно-процессуальное задержание от фактического и административного. Последнее предусмотрено статьями 27.3-27.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовно-процессуальное задержание является временной мерой, необходимой для дальнейшего следствия и всегда предшествует возможному заключению под стражу.
4. Задержание может быть осуществлено следователем, органом дознания или дознавателем. Решение о задержании и составление протокола не требует утверждения вышестоящим начальством (см. статьи 5 и 41 УПК).
5. Основные цели задержания подозреваемого — установление его причастности к преступлению и необходимость в дальнейшем содержании под стражей. Задержание не допускается с целью получения признательных показаний.
6. Уголовное законодательство предусматривает четыре основания для законного задержания лица, подозреваемого в совершении преступления.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 91 УПК, фактическое задержание (захват) возможно при пресечении преступления или его покушения, либо на месте его совершения, либо в результате преследования. Фактическое задержание может быть осуществлено любыми лицами (потерпевшими, свидетелями, сотрудниками правопорядка). Следователи и дознаватели, участвовавшие в фактическом задержании, должны быть отведены как будущие свидетели, если они действовали до возбуждения уголовного дела и отсутствовали другие свидетели.
7. Данные, указанные потерпевшими или очевидцами, не могут служить основанием для задержания, если они основаны на догадках или предположениях о совершении преступления данным лицом, либо если они не могут указать источник своей информации (п. 2 ч. 2 ст. 75).
8. Явные следы преступления не требуют специальных знаний для их обнаружения, они очевидны. К ним относятся телесные повреждения, материальные доказательства (оружие, предметы преступления, следы крови).
9. Другие данные, которые могут подозревать лицо в совершении преступления, являются менее значимыми доказательствами (похожесть на описание преступника, явка с повинной, показания неподтвержденных свидетелей и т.д.). Их применение возможно при наличии одного из четырех дополнительных условий, указанных в ч. 2 комментируемой статьи.
По смыслу ч. 2 коммент. статьи задержание может применяться для обеспечения явки подозреваемого и обвиняемого в суд для рассмотрения ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Согласно ч. 3 ст. 210 обвиняемый, находящийся в розыске, может быть задержан аналогично задержанию подозреваемого для решения вопроса о мере пресечения.
10. Задержание обвиняемого — это неотложная мера процессуального принуждения, состоящая в кратковременном содержании его под стражей с целью немедленного доставления в суд для рассмотрения ходатайства органов уголовного преследования об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Институт задержания обвиняемого направлен на предотвращение заочного избрания меры пресечения (п. 4 — 5 ст. 108).
Задержание обвиняемого имеет свои особенности, мотивы и условия. Основанием является необходимость рассмотрения обоснованного ходатайства следователя о мере пресечения в отношении обвиняемого. Цель состоит в оперативной доставке его в суд для рассмотрения указанного ходатайства. Мотивом выступает опасение уклонения обвиняемого от явки в суд. Условием является вынесение обоснованного решения о привлечении его в качестве обвиняемого (или обвинительного акта в исключительных случаях, когда заключение под стражу не применяется по общему правилу).
11. Фактические основания для задержания должны быть установлены с использованием уголовно-процессуальных доказательств, таких как протоколы следственных действий и другие документы. Фактические основания могут быть указаны непосредственно в протоколе зад
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 10 августа 2010 года в отношении И.А. Петровой была выбрана мера пресечения в виде домашнего ареста. 19 января 2011 года Петрова И.А. была вновь задержана в рамках ст. ст. 91, 92 УПК РФ по обвинениям в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 2 ст. 327, ч. 1 ст. 201 УК РФ, а также за нарушение меры пресечения в виде домашнего ареста.
Основания и порядок задержания подозреваемого
Задержание подозреваемого регламентируется статьей 91 УПК РФ, которая устанавливает четыре основания для его проведения.
Уголовно-процессуальное законодательство определяет следующие основания для задержания лица, подозреваемого в совершении преступления:
1. когда лицо застаеться при совершении преступления или сразу после него;
2. когда потерпевшие или свидетели указывают на данное лицо как на совершившее преступление;
3. когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены очевидные следы преступления;
4. иные данные, создающие основания для подозрения в совершении преступления.
Последнее основание применяется при наличии одного из следующих дополнительных условий:
а) отсутствует постоянное место жительства;
б) не установлена его личность;
в) следователем с согласия начальника или дознавателем с согласия прокурора в суд направляется ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.
Задержание является процессуальной мерой принуждения, применяемой органами дознания, дознавателем или следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления. Фактическое задержание определяется с момента ограничения следователем или дознавателем права подозреваемого на свободу передвижения и его личное уведомление об этом.
Порядок задержания регламентирован статьей 92 УПК РФ. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в течение 3 часов составляется протокол задержания, в котором делается запись о том, что подозреваемому разъяснены его права, предусмотренные статьей 46 УПК РФ. В ч
10) участвовать в следственных действиях с разрешения следователя или дознавателя, которые проводятся по ходатайству подозреваемого, его защитника или законного представителя;
11) подавать жалобы на действия (или бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, прокурора и суда;
12) защищаться и использовать другие средства и способы, не запрещенные УПК РФ.
Протокол задержания включает в себя информацию о дате и времени его составления, месте и основаниях задержания подозреваемого, а также результаты его личного обыска и другие обстоятельства задержания. Протокол подписывается лицом, составившим его, и самим подозреваемым.
В каждом случае задержания подозреваемый должен быть допрошен не позднее чем через 24 часа с момента его фактической задержания. Перед началом допроса по просьбе подозреваемого ему предоставляется возможность провести конфиденциальную встречу со своим защитником наедине.
Процедура составления протокола о задержании
Юридическое значение протокола о задержании заключается в том, что он является первичным источником информации о событии, установившем факт временного лишения свободы. Этот документ должен содержать четкие данные о месте, времени и основаниях задержания, что обеспечивает прозрачность и защиту прав задержанного.
Важно отметить, что составление протокола должно соответствовать установленным процедурам и требованиям закона, что предотвращает произвольные или необоснованные действия уполномоченных лиц. Компетентность и ответственность за правильное ведение этого процесса лежат на плечах полицейских и других правоохранительных органов, соблюдающих права и свободы граждан.
Документирование процедуры задержания является необходимым шагом для последующей правовой оценки действий правоохранительных органов и судебного разбирательства, если таковое потребуется. Этот акт является важным элементом обеспечения справедливости и правопорядка в обществе.
Порядок освобождения лица, задержанного по уголовному делу
Для освобождения задержанного необходимо соблюдение определённых формальностей, регулируемых законодательством. Процесс освобождения включает в себя ряд обязательных шагов, которые необходимо выполнить сотрудникам правоохранительных органов.
- Первым этапом является уведомление задержанного о решении об освобождении и о времени, в которое он может быть выпущен.
- Следующим шагом считается процедура оформления необходимых документов, подтверждающих факт освобождения, включая протокол об освобождении.
- После оформления документов сотрудники полиции обязаны принять меры для обеспечения безопасности задержанного при освобождении.
Важно отметить, что процесс освобождения задержанного является неотъемлемой частью соблюдения его конституционных прав и гарантий. Соответствие процедуры освобождения нормативным требованиям законодательства направлено на предотвращение незаконного или неправомерного удержания личности и обеспечение принципов справедливости.
Права задержанного: гарантии прав и свобод человека
Основные права задержанного: каждый человек, подвергнутый задержанию, обладает некоторым набором фундаментальных прав, которые не могут быть нарушены вне зависимости от обстоятельств. Эти права включают в себя право на информирование о причинах задержания, право на консультацию с адвокатом, а также право на недопустимость пыток и жестокого обращения.
Законодательство строго регламентирует процедуры и условия задержания, чтобы предотвратить произвол и обеспечить справедливость в обращении с задержанными лицами.
Важным аспектом является также гарантия доступа к медицинской помощи, необходимой для сохранения здоровья задержанного, а также осуществление права на человеческое обращение, включая обеспечение достойных условий содержания.
Заключение: права задержанного – это неотъемлемая часть правового государства, гарантирующая защиту каждого человека в период временного ограничения его свободы. Правомерное и справедливое обращение с задержанными является важнейшим условием для обеспечения правовой безопасности и справедливости в обществе.
Права задержанного: гарантии конституционной защиты личности
- Первое право задержанного заключается в праве на информирование о причинах задержания и введении в известность о его правах.
- Задержанный имеет право на связь с защитником и на связь с консулом в случае, если он иностранный гражданин или лицо без гражданства.
- Гарантируется право задержанного на медицинское обслуживание в случае необходимости, а также на обращение в суд за защитой своих прав.
Помимо этого, предусматривается возможность проверки законности задержания в судебном порядке, что является ключевым моментом в обеспечении правосудия и защиты граждан от произвола.