Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). При этом все граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют установленный федеральным законом статус. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных федеральными законами и иными нормативными актами РФ.
Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. Граждане же, забронированные на этот период в установленном порядке за органами государственной власти, местного самоуправления или организациями, состоят на специальном воинском учете. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами районов, городов без районного деления и иных муниципальных (административно-территориальных) образований по месту их жительства. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет граждан осуществляется органами местного самоуправления. Военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления осуществляют плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учета.
В соответствии со ст. 23.11 КоАП РФ военные комиссары субъектов РФ, городов (без районного деления), административных округов и равных им административных образований, а также военные комиссары объединенных военных комиссариатов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.25, 21.1-21.7 КоАП РФ.
Обязательная подготовка к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ, она предусмотрена ст. 11-15, 17-21 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Призыв на военную службу регулируется ст. 22-30 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а более детально — в специальном Положении о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. 663, которое определяет порядок призыва на военную службу российских граждан мужского иола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе (призывники).
Призыв на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования. Нормы призыва на военную службу устанавливаются Минобороны России для каждого субъекта РФ и доводятся до них через штабы соответствующих военных округов (флотов), а до главы органа местного самоуправления и военного комиссара — через военного комиссара соответствующего субъекта РФ.
Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Граждане, прошедшие военную службу в другом государстве, подлежат призыву, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.
Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: а) имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень кандидата наук или доктора наук; б) являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, либо граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.
Нс подлежат призыву на военную службу граждане: а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершенные преступления; в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Определенным категориям граждан предоставляется отсрочка от призыва на военную службу.
Прохождение военной службы по призыву и по контракту в своей основе регулируется ст. 31, 36-38, 49-51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также специальным Положением о порядке прохождения военной службы, которое определяет порядок прохождения российскими гражданами военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с законодательством определяется служебно-правовое положение военнослужащих. Особенности прохождения военной службы в период проведения мобилизации, при введении чрезвычайного положения, военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами и иными правовыми актами РФ.
Контракт заключается гражданином (военнослужащим) с Минобороны России (федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) письменно по установленной типовой форме.
Пребывающие в запасе военнообязанные граждане могут призываться на военные сборы, продолжительность которых, место и время проведения определяются Минобороны России или федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военного сбора нс может превышать двух месяцев, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года.
Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2012 г. 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва» в Российской Федерации создается специальный мобилизационный людской резерв для армии. Поступившие в резерв граждане имеют право в добровольном порядке подписать контракт с Минобороны России, пройти профессиональную переподготовку и далее участвовать в сборах и учениях, при этом числясь в резерве ФСБ России, Внутренних войск МВД России, СВР России. Предусмотрена оплата в виде оклада за службу в резерве. Закон предусматривает возможность разорвать по желанию резервиста или при невыполнении им условий службы ранее заключенный контракт. Однако в этом случае резервист должен возместить затраты бюджета на свое обучение. Однако предусмотрены уважительные причины разрыва контракта — по семейным обстоятельствам. Первый контракт заключается на три года, последующие — на пять лет. Контракт может быть заключен с гражданами, не имеющими иностранного гражданства, пребывающими в запасе и ранее проходившими военную службу, имеющими воинское звание: рядового состава — в возрасте до 42 лет, младшего офицерского состава — до 47 лет, среднего — до 52 лет и высшего — до 57 лет. Выпускники вузов, прошедшие обучение на военной кафедре, также могут заключить контракт о пребывании в резерве. Для граждан, заключивших контракт о пребывании в резерве, снимается ограничение по общей продолжительности военных сборов, к которым привлекается резервист. Закон предусматривает медицинское обследование граждан, поступающих в резерв.
Административно-правовое регулирование военной службы
Военная служба — это разновидность государственной службы, которая осуществляется гражданами в ВС РФ, прочих воинских формированиях государственного уровня.
В соответствии с действующим законодательством принято два способа поступления на военную службы:
Современной военной службе свойственны все черты, которые характеры и для государственной службы, например:
Среди особенностей военной службы на сегодняшний день можно выделить следующие аспекты:
Административно-правовое регулирование военной службы
Порядок организации и прохождения военной службы регламентируется такими законодательными актами как ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», ФЗ РФ «Об обороне», «Положением о порядке прохождения военной службы», воинские уставы и прочие нормативно-правовые и законодательные акты.
На современном этапе развития ВС РФ комплектуются в большей степени за счет призыва граждан на военную службу. Реформа, которая проводится государством в ВС РФ, направлена на рост количества граждан, проходящих службу на контрактной основе. Хотя, несомненно, переход на полностью профессиональную армию в России произойдет еще не скоро в силу достаточно высоких финансовых затрат, но прогресс в данном направлении реформирования ВС РФ очевиден.
В соответствии с действующим законодательством для прохождения военной службы могут быть призваны граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые состоят на соответствующем воинством учете и не имеют права на освобождение или отсрочку от призыва.
На сегодняшний день для организации и осуществления призывов в городах, отдельных районах формируются так называемые призывные комиссии, которые наделены полномочиями медицинского освидетельствования граждан, которые подлежат призыву для прохождения военной службы, и принятия индивидуального решения в отношении каждого такого гражданина.
В качестве подобных решений на сегодняшний день можно рассматривать:
Также именно комиссия принимает решения о виде и роде войск ВС РФ или других войск, в которые может быть направлен гражданин, признанный годным к исполнению государственной службы.
Следует отметить, что в случае, если гражданин по каким-либо причинам не согласен с принятым комиссий решением, то он имеет право на обжалование такого решения в судебном порядке.
Если говорить о контрактной службе в ВС РФ, то на сегодняшний день такая служба подразумевает заключение на добровольной основе контракта о прохождении военной службы в письменной форме между гражданином, в т. ч. иностранным, и Министерством обороны РФ. По аналогии с обязательной военной службой гражданин, заключивший контракт, также в обязательном порядке должен пройти не только медицинское освидетельствование, но и психологический отбор.
В соответствии с действующим законодательством, гражданин, исполняющий военную службу в соответствии с контрактом, в обязательном порядке должен соответствовать требованиям, которые установлены действующим законодательством:
На современном этапе развития прохождение военной службы возможно в двух вариациях: действительная служба и служба в запасе. Под действительной службой в данном случае понимают службу в ВС РФ, а также прочих государственных войсках и формированиях. Граждане, которые исполняют военную службу, признаются военнослужащими, а их правовой статус определяется нормами действующего законодательства, а именно ФЗ «О статусе военнослужащих», а также прочими законодательными и нормативно-правовыми актами.
Прохождение действительной военной службы подразумевает беспрекословное исполнение военнослужащими воинских обязанностей, среди которых на сегодняшний день можно выделить: участие в боевых действиях; исполнение должностных обязанностей; несение боевого дежурства (боевой службы); участие в походах и учениях; выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников и т.д.
Военнослужащий, который в первый раз поступил на военную службу, в соответствии с действующим законодательством в обязательном порядке должен принять Военную присягу на верность РФ .