Медицинское учреждение заключило договор с внешней организацией на услуги по сбору, транспортировке и обезвреживанию отходов класса «Г» (включая лекарственные препараты, лампы, термометры, вычислительную технику, офисную технику, свинцовые аккумуляторы и прочее). Какие коды бюджетной классификации и статьи КОСГУ применять в таком случае?
Проанализировав вопрос, мы пришли к выводу, что расходы, указанные в вопросе, необходимо отражать по статье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» в связке с элементом расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».
Данное заключение основывается на положениях части 3 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ), согласно которым медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в установленном законодательством порядке в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вопросы обращения с медицинскими отходами, включая отходы класса «Г», регулируются санитарными правилами и нормами, включая СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ян
Ответ подготовлен Экспертом службы Правового консалтинга ГАРАНТГурашвили Роман.
Ответ прошел проверку качества.
Информация подготовлена на основе индивидуальной письменной консультации, предоставленной в рамках услуги Правовой консультации.
Обращение с ТКО — КОСГУ в 2021 году
Деятельность любого предприятия, включая бюджетные организации, сопровождается возникновением твердых коммунальных отходов (ТКО), которые требуется выводить на специализированные площадки для хранения, переработки или утилизации. Для классификации таких работ или услуг применяется Классификатор отходов производства и потребления (КОСГУ), утвержденный приказом Минфина № 209н от 29.11.2017 года. В этом материале рассмотрим коды, используемые для отражения ТКО в КОСГУ, а также принципы их учета.
Твердые коммунальные отходы: КОСГУ
ТКО включают в себя отходы, возникающие в результате потребления продуктов и товаров, а также отходы, образующиеся в офисных и бытовых помещениях предприятий (за исключением крупногабаритных), а также уличные отходы с придомовых территорий.
Полный перечень отходов, относящихся к ТКО, приведен в специальном каталоге Росприроднадзора (приказ № 242 от 22.05.2017 года). Существует также категория производственных отходов, которые включают в себя вещества и предметы, образующиеся в результате производственной деятельности, использованные и утратившие потребительские качества.
С 2019 года введена новая схема обращения с ТКО: сбор, вывоз, переработка и захоронение ТКО осуществляются региональными операторами. Важно, чтобы на эти услуги были установлены единые региональные тарифы. Оформление договора на вывоз ТКО с региональным оператором регулируется Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», а форма и порядок заключения соглашения утверждены Постановлением Правительства РФ № 115 от 12.11.2016 года.
Услуги по обращению с ТКО, оказанные в соответствии с таким договором, признаются коммунальными, подобно услугам по теплоснабжению и электроснабжению. Таким образом, расходы на обращение с ТКО по КОСГУ классифицируются как коммунальные услуги и относятся к статье расходов 223 (п. 10.2.3 Порядка № 209н). Например, если муниципальное учреждение заключило договор с региональным оператором на вывоз ТКО (например, сухого мусора с придомовых территорий), все расходы по такому соглашению должны отражаться по статье 223 КОСГУ.
Вывоз ТКО: КОСГУ при заключении договоров с лицензированными специализированными предприятиями
В настоящее время не во всех регионах действуют региональные операторы; в некоторых городах федерального значения предоставлено право на отсрочку, а в некоторых субъектами местной власти до 2016 года были заключены долгосрочные контракты на вывоз производственных и коммунальных отходов.
При отсутствии региональных операторов по обращению с ТКО эти функции выполняют специализированные предприятия. С ними также могут быть заключены договоры на вывоз отходов, чаще всего комплексные услуги по управлению отходами без разделения на коммунальные и производственные. В таких случаях затраты на предоставленные услуги рассматриваются как расходы на содержание имущества и отражаются по статье 225 «Работы и услуги по содержанию им
Во многих договорах, включающих вывоз ТКО, также могут быть предусмотрены услуги по утилизации отходов. В таких случаях оплата за утилизацию отходов по КОСГУ классифицируется как прочие услуги на основании подстатьи 226 «Прочие работы, услуги», включая позиции «услуги по утилизации/захоронению отходов» (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
Пример расходов на обращение с ТКО: КОСГУ 2021
- вывоз пищевых отходов – стоимость услуги 10 000 руб.;
- вывоз строительного мусора после ремонта – 12 000 руб.;
- утилизация отходов – 5000 руб.;
Так как услуги по вывозу отходов и мусора предоставляются по комплексным договорам и не имеют регулируемых тарифов, они должны быть отнесены как услуги по содержанию помещений на сумму 22 000 руб. с использованием подстатьи 225 КОСГУ, а расходы на утилизацию – по подстатье 226 КОСГУ.
Дополнительную информацию можно найти в КонсультантПлюс.
Предоставляется бесплатный пробный доступ к системе на 2 дня.
Утилизация отходов КОСГУ: Правила, Советы и Лучшие Практики
Расходы на вывоз отходов отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», а также по подстатьям 223 и 225 КОСГУ, в зависимости от специфики расходов.
В 2019 году введена новая система по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Оплата за обращение с такими отходами включена в состав платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 154 ЖК). Однако не во всех регионах она уже действует, поэтому необходимо учитывать различия в отражении расходов.
1. В регионах, где действует региональный оператор по обращению с ТКО и установлены единые тарифы, старые договоры на вывоз ТКО утратили силу. Учреждения, которые генерируют ТКО в своей деятельности, обязаны заключить договор с региональным оператором и относить плату по этому договору на подстатью 223 КОСГУ. Также по этому коду отражаются расходы на вывоз жидких бытовых отходов в случае отсутствия централизованной канализации.
Для вывоза отходов производства, включая ТКО, можно заключить договор как с региональным оператором, так и с другими организациями. Расходы на их вывоз отражаются по коду 225 КОСГУ, что касается радиоактивных, биологических и медицинских отходов, а также договоров на «вывоз и утилизацию», если утилизацию проводит исполнитель.
Это следует из пунктов 10.2.3 и 10.2.5 Порядка применения КОСГУ № 209н и писем Минстроя от 22.02.2017 № 5554-АТ/04, Минприроды от 15.01.2019 № 12–50/00189-ОГ. Подробности можно найти в письме Минприроды, где описаны условия отказа юридическим лицом от договора с региональным оператором.
2. В регионах, где нет регионального оператора и единых тарифов.
В таких случаях плата за вывоз ТКО включается в состав платы за содержание помещений, поэтому расходы отражаются по коду 225 КОСГУ.
1) в городах федерального значения, где власти воспользовались отсрочкой;
2) в регионах, где оператор досрочно прекратил свою деятельность или конкурс не состоялся;
3) в регионах, где до 2016 года заключены госконтракты на вывоз отходов сроком более 10 лет.
Такие выводы подтверждаются пунктом 10.2.5 Порядка применения КОСГУ № 209н, частью 4 статьи 154 ЖК, пунктами 5–7 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.
Лабораторное исследование отходов
Лабораторные исследования отходов оплачиваются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Расходы на такие исследования проводятся по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Подстатья 225 КОСГУ не применяется для таких исследований, так как они относятся к работам, направленным на поддержание или восстановление потребительских свойств имущества.
Примером таких исследований являются бактериологические анализы воздуха, определяющие пригодность помещений для использования, поэтому расходы на них должны отражаться по подстатье 225 КОСГУ.
Учреждение проводит лабораторные исследования отходов для определения возможности утилизации имущества.
Такие исследования не направлены на поддержание чистоты здания, поэтому подстатья 225 КОСГУ для них не применяется.
Расходы на лабораторные исследования отходов также нельзя отнести к подстатьям 221–224, 227–229 КОСГУ, поэтому они проводятся по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Этот порядок определен в пунктах 10.2.5, 10.2.6 Порядка применения КОСГУ № 209н и письме Федерального казначейства от 14.01.2016 № 02-02-03-3/14.
Обработка туберкулезных очагов
Обработку туберкулезных очагов в помещениях учреждения, включая арендованные, оплачивайте по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». В бухучете и отчетности такие расходы отражаются по подстатье 225 КОСГУ. Если обрабатываете чужие помещения, расходы отражаются по подстатье 226 КОСГУ.
Обработка очагов туберкулеза — дезинфекционное мероприятие, которое уничтожает инфекцию. Код КОСГУ для таких мероприятий зависит от права собственности на обрабатываемое имущество.
Если помещения находятся в оперативном управлении, аренде или принадлежат казне, расходы отражаются по подстатье 225 КОСГУ. В других случаях — по подстатье 226 КОСГУ.
Это указано в пунктах 10.2.5, 10.2.6 Порядка применения КОСГУ № 209н и в пункте 9.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.2.3114–13.
Оценка стоимости имущества
Если оценку проводит внешняя организация, расходы оплачиваются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». В бухучете и отчетности они отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОС
- Если выполнение работ происходит в рамках подрядного способа, то применяется подстатья 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ;
- Если работы осуществляются с использованием собственных ресурсов, то применяются соответствующие подстатьи КОСГУ, исходя из экономического содержания затрат. Например, расходы на заработную плату прачкам относятся к подстатье 211 КОСГУ, а затраты на покупку стирального порошка и средств для дезинфекции — к подстатье 346 КОСГУ.
Такой порядок установлен в пункте 48.2.4.4 Порядка применения КБК № 85н, а также в пунктах 10.1.1, 10.2.5, 11.4.6 Порядка применения КОСГУ № 209н.
Подкачка новых спортивных мячей
Затраты на услуги по накачке спортивных мячей до первого использования следует учитывать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Расходы на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ применять к расходам на подкачку мячей не следует. Затраты на услуги по накачке мячей нельзя отнести к подстатьям 221–224, 227–229 КОСГУ, поэтому их необходимо отражать по подстатье 226 КОСГУ.
Такой порядок определен в пунктах 10.2.1–10.2.9 Порядка применения КОСГУ № 209н и в пунктах 23, 102 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.
Детализация телефонных звонков
Расходы на детализацию телефонных звонков необходимо учитывать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Выбор подстатьи КОСГУ зависит от того, был ли заключен отдельный договор на расшифровку (детализацию) звонков или это предусмотрено договором на услуги связи.
Если расшифровку предоставляют в рамках договора на услуги связи, расходы следует отражать по подстатье 221 «Услуги связи» КОСГУ, согласно пункту 10.2.1 Порядка применения КОСГУ № 209н.
Если же был заключен отдельный договор, расходы необходимо отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Это обусловлено тем, что расходы на услуги и работы, не подпадающие под подстатьи 221–225, 227–229 КОСГУ, отражаются по подстатье 226 КОСГУ. С точки зрения экономического содержания услуги по детализации звонков не относятся к подстатьям 222–225, 227–229 КОСГУ.
Также данные расходы нельзя отнести к подстатье 221 КОСГУ, которая применяется только при условии, что услуги по расшифровке телефонных звонков предусмотрены договором на услуги связи (согласно пункту 10.2.1 Порядка применения КОСГУ № 209н).
Следовательно, расходы на расшифровку (детализацию) телефонных звонков по отдельному договору следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Ловушки КОСГУ: как не запутаться в кодах при учете расходов на вывоз отходов
С 1 января 2019 года начала действовать новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Оплата за такое обращение включена в состав платы за коммунальные услуги (согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса). Однако не все регионы применяют новые правила, следовательно, необходимо различать способы отражения расходов.
- Ключевые моменты статьи:
- Какие расходы учитывать по подстатье 223 КОСГУ
- Когда использовать подстатью 225 КОСГУ
- Как избежать ошибок при использовании кодов
Какие расходы учитывать по подстатье 223 КОСГУ
Если в регионе есть оператор для управления твердыми коммунальными отходами (ТКО) и установлены единые тарифы на данную услугу, учреждения, производящие ТКО в своей деятельности помимо производственных отходов, обязаны заключить договор с этим оператором (согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). При этом расходы на вывоз отходов по такому договору отражаются по подстатье 223 Классификатора операций по статье расходов и доходов бюджетов (КОСГУ).
Также по этому коду учитывается оплата расходов на вывоз жидких бытовых отходов в случае отсутствия централизованной канализации. Перечень отходов, относящихся к ТКО, содержится в федеральном классификационном каталоге отходов, в частности, в группе 7 30 000 00 00 0 «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению» (см. шпаргалку ниже).
Давайте рассмотрим пример учета таких расходов.
Пример 1. В колледже был заключен договор с региональным оператором на вывоз ТКО. Стоимость услуг в марте составила 15 000 рублей.
ДЕБЕТ 4 109 80 223 КРЕДИТ 4 302 23 734
— 15 000 рублей — начисление задолженности за услуги по утилизации ТКО;
ДЕБЕТ 4 302 23 834 КРЕДИТ 4 201 11 610 — 15 000 рублей — произведена оплата за оказанные услуги. Одновременно отражено увеличение счета 18 (КВР 244, подстатья 223 КОСГУ).
Таблица. Примеры кодов отходов при предоставлении услуг населению
Отходы от кухонь и предприятий общественного питания
Использованные растительные масла при приготовлении пищи
Пищевые отходы от кухонь и организаций общественного питания несортированные
Отходы от предоставления услуг в сфере образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, отнесенные к твердым коммунальным отходам
Прочие несортированные отходы от кухонь и организаций общественного питания
Мусор от уборки территорий и помещений образовательных учреждений
Мусор от кухонь и организаций общественного питания, практически неопасные
Мусор от уборки территорий и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий
Когда использовать подстатью 225 КОСГУ
Для вывоза производственных отходов, не относящихся к ТКО, можно заключать договоры как с региональным оператором, так и с другими организациями. Расходы на вывоз таких отходов отражаются по коду 225 КОСГУ. Это также относится к радиоактивным, биологическим и медицинским отходам, а также к договорам на «вывоз и утилизацию», если исполнитель проводит утилизацию.
Такие выводы подтверждаются пунктами 10.2.3, 10.2.5 Порядка № 209н и письмами Минстроя от 22.02.2017 № 5554-АТ/04, Минприроды № 12–50/00189-ОГ.
Пример 2. Медицинский институт должен выплатить 50 000 рублей за услуги по вывозу медицинских отходов в марте.
ДЕБЕТ 4 109 80 225 КРЕДИТ 4 302 25 734
— 50 000 рублей — начислена задолженность учреждения за услуги по вывозу медицинских отходов;
ДЕБЕТ 4 302 25 834 КРЕДИ
В каком случае применять подстатью 226 КОСГУ
Иногда организация самостоятельно вывозит отходы, а на полигоне происходит их утилизация и захоронение. В таких случаях используется код 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Рассмотрим, как правильно отражать такие расходы в бухгалтерском учете.
Пример 3. Институт своим специализированным транспортом доставляет производственные отходы к месту утилизации и захоронения.
По договору на утилизацию отходов в марте было начислено 20 000 рублей.
ДЕБЕТ 4 109 80 226 КРЕДИТ 4 302 26 734 — 20 000 рублей — задолженность учреждения за услуги по утилизации производственных отходов;
ДЕБЕТ 4 302 26 834 КРЕДИТ 4 201 11 610 — 20 000 рублей — оплата за оказанные услуги. Одновременно произведено увеличение счета 18 (КВР 244, код 226 КОСГУ).
Как избежать ошибок в использовании кодов
Чтобы не запутаться в выборе кода КОСГУ для утилизации отходов в 2019 году, бухгалтеру следует руководствоваться алгоритмом, представленным на схеме.
Схема. Как выбрать код КОСГУ
Уже треть работодателей интересуются навыками бухгалтера в Excel
Пройдите тест, чтобы оценить, умеете ли вы работать с программой так, как это требуется работодателю.
Утилизация по 225 или 226 КОСГУ
По какому коду КОСГУ следует отнести расходы на утилизацию ртутных ламп, медицинских, биологических отходов, бытовой и оргтехники?
Ответ
Выбор кода КОСГУ для расходов на утилизацию зависит от предмета договора. Если предметом договора является «вывоз и утилизация производственных отходов силами исполнителя», расходы следует проводить по коду 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Если же договор предусматривает только утилизацию и захоронение отходов, расходы отражаются по коду 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Такие правила прописаны в пунктах 10.2.5 и 10.2.6 Порядка применения КОСГУ, утвержденного приказом Минфина от 29.11.2017 № 209н.
Бесплатные вебинары с баллами НМО для экономистов медорганизаций
Изменения в закупках лекарств и медизделий 03 июля 2025
Курсы с баллами НМО
- Сестринское дело в педиатрии
- Оказание экстренной медицинской помощи
- Эффективная коммуникация: с коллегами, пациентами
- Правила предрейсовых медосмотров для медсестры
- Рентгенология: организация и методология работы
- Диспансеризация и диспансерное наблюдение взрослого населения
- Сестринское дело в терапевтической стоматологии
Контроль
- Клиники переходят на цифровое лицензирование. Что нового
- Сервис, чтобы правильно расходовать средства ОМС
- Новые штрафы за нарушения в ЕГИСЗ. Как не допустить
- Как провести аудит работы с персональными данными
- Новое в контроле работы с лекарствами высокого риска
- Как допустить медсестер к работе и не нарушить закон
- Эти траты не возместят по ОМС. Свежая судебная практика
Новое в работе
- Лучшие скрипты для записи на прием по версии Минздрава
- Как рассчитать специальные социальные выплаты по постановлению № 2568 по новым правилам
- Минздрав меняет перечни исследований для МСЭ. Что нового
- Как обеспечить своевременную передачу сведений в ЕГИСЗ
- Минздрав ответил на вопросы медсестер о выплатах и окладах
- Как подготовить медсестер к аттестации на квалификационную категорию
- Новые требования к договорам на медуслуги. Проверьте себя
Курсы с баллами НМО
- Инфекционная безопасность и профилактика ИСМП
- Экстренная медицинская помощь
- Обращение с медотходами
- Порядок работы с НС и ПВ
- Управление сестринской деятельностью
- Вакцинопрофилактика
- Сестринская помощь при механических т
Журнал «Здравоохранение» – практический журнал для главных врачей.
Наша публикация «Экономика ЛПУ в вопросах и ответах» обсуждает актуальные аспекты здравоохранения:
- Введение нового ФГОС в сфере медико-профилактического дела
- Учет бюджетных обязательств
- Порядок экспертизы временной нетрудоспособности
- Изменения в диспансеризации взрослых от Минздрава
- Оказание бесплатной медицинской помощи при отказе от полиса ОМС
Для получения демонстрационного доступа или подписки перейдите по соответствующей ссылке:
- Рекламодателям
- Обратная связь
- Контакты
- Официальные представители
- Эксперты и Партнеры
- Авторы
- Карта сайта
© 2006–2024 ООО «Актион-диджитал»
Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Здравоохранение». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Здравоохранение» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015.