ЗК РФ Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков

Придомовая территория частного дома – что это такое? Разные владельцы могут трактовать это понятие по-разному, ведь закона о придомовой территории, строго говоря, не существует. Тем не менее, можно определить придомовую территорию как участок, примыкающий к частному дому, который используется для обслуживания домовладельцем. На этой территории можно создать клумбы, посадить деревья, организовать парковку.

Придомовая территория ограничена забором, который определяет границы участка и непосредственно примыкает к нему. Возможно оформление придомовой территории в частную собственность через местное самоуправление. В случае утверждения участка на учете, он может быть формально зафиксирован.

Однако не всегда это возможно. Если запрос на учет отклонен, но придомовая территория необходима, можно заключить договор аренды с местным самоуправлением. В этом случае владелец уплачивает арендную плату за пользование участком.

И все же даже в аренде могут отказать по ряду причин:

— на придомовой территории находятся важные коммуникации;

— возникнет уменьшение общественного пространства;

— территория имеет культурно-историческое значение;

— территория находится в пользовании других лиц.

Часто придомовую территорию невозможно оформить в собственность или взять в аренду. Однако администрация города поручает собственнику дома обязанность по уходу за придомовой территорией – озеленение, уборка и т.д. Современные кадастровые паспорта четко определяют границы участка и придомовой территории. Владелец несет ответственность за придомовую территорию, которая, с одной стороны, не является его собственностью, но с другой стороны, требует ухода.

Если кадастровый план не указывает границы придомовой территории, возникает вопрос – как их определить? Однако конкретных норм, касающихся придомовой территории, не существует. Определение зависит от места расположения участка. Тем не менее, если придомовая территория физически существует, но в кадастровом плане не указана, можно руководствоваться территорией в 1,5 метра от забора участка. В пределах этой зоны владелец обязан поддерживать порядок и благоустройство территории.

Таким образом, владелец частного дома, будь то каркасный или каменный, несет ответственность за придомовую территорию. Строительство дома накладывает определенные обязанности на домовладельца, но владение собственным домом и землей предоставляет больше преимуществ, чем неудобств.

  • Одноэтажные 105 проектов
  • Двухэтажные 185 проектов
  • Барнхаусы каркасные
  • Дома в стиле фахверк
  • Бани каркасные
  • Коттеджи 22 проекта
  • Инженерия
  • Проектирование
  • Заказать дом онлайн
  • Материнский капитал
  • Дополнительные услуги
  • Ремонт деревянных домов
  • Каркасные дома на сваях

Телефон:

Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Магистральная 10
схема проезда

Если земельный участок, на котором расположено многоквартирное домовладение (МКД), сформирован и зарегистрирован в кадастре, он принадлежит владельцам помещений в доме и относится к их общему имуществу. За содержание такого участка обязаны отвечать сами собственники помещений в МКД. В случае если земельный участок, на котором расположен дом, не был сформирован и не был зарегистрирован в кадастре, он находится в собственности муниципального образования. Обязанность по содержанию территории вокруг дома в этом случае лежит на муниципалитете. Такие выводы делались судами на основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Муниципальные нормы благоустройства, которые противоречат этой норме, суды признавали недействительными.

Документ: Сходные решения принимались Верховным судом в определениях от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4

Пример 1. Гражданин поскользнулся на льду около нежилого пристройки к МКД. Это привело к серьезному повреждению его здоровья. Гражданин подал иск к управляющей организации и частному предпринимателю, владельцу нежилого помещения, требуя компенсации за утраченный заработок и моральный вред.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск истца, ориентируясь на пункт 98 решения Омского городского совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». Согласно этому пункту, обязанность уборки прилегающей к зданию территории несут лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на данной территории или в здании. Предприниматель не согласился с выводами судов и обратился в Верховный суд.

Верховный суд отменил решения нижестоящих судов, указав, что лица, не являющиеся собственниками имущества, несут обязанность по его содержанию только в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором. Правила благоустройства не входят в этот перечень. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ допускает, что органы местного самоуправления могут устанавливать порядок участия собственников в благоустройстве прилегающих территорий, однако возложение на них обязанности по содержанию территории против их воли не допускается (определение Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-7).

Суды признавали недействительными муниципальные нормы благоустройства, которые обязывали собственников жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, как в случае с собственниками, так и при рассмотрении прокурорских исков в интересах неопределенного круга лиц.

Пример 2. Прокурор подал в суд заявление о признании недействительными и не подлежащими применению положений муниципальных правил благоустройства города, которые противоречат федеральному законодательству. Эти положения обязывали юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей содержать в чистоте и порядке прилегающую к зданиям, сооружениям и другим недвижимым объектам территорию. Обязанность распространялась на всех владельцев недвижимого имущества: собственников, арендаторов, лиц, управляющих объектами или осуществляющих хозяйственное ведение. Прокурор указал, что муниципальный нормативный акт не должен возлагать на физических и юридических лиц обязанность по содержанию прилегающей к их имуществу территории, если эта территория не находится в их собственности, владении или пользовании. Это противоречит требованиям Конституции и федеральных законов.

Советуем прочитать:  Как устроить ребёнка в детский сад: пошаговая инструкция

Суды согласились с аргументацией прокурора. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория является территорией общего пользования. Земли общего пользования — это земли, не переданные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам. Такие участки находятся в собственности муниципального образования (ст. 16–19 Земельного кодекса Российской Федерации). Статья 210 Гражданского кодекса предоставляет собственникам право полностью или частично переложить обязанность по содержанию имущества на других лиц только в случаях, установленных законом или договором.

Положения органов местного самоуправления, касающиеся правил благоустройства, не определяют порядок установления границ территорий по содержанию, благоустройству и уборке. Также не устанавливаются максимальные размеры участков, за содержание которых отвечают граждане и юридические лица, а также условия такой ответственности (см. решение Петровского районного суда Ставропольского края от 09.09.2015 по делу № 2-772/2015).

Обратите внимание: Понятие прилегающей территории включает земли общего пользования, примыкающие к зданиям, сооружениям или земельным участкам, если такие участки образованы.

С 28 июня 2018 года начал действовать новый Градостроительный кодекс (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ), вводящий понятие «прилегающая территория». Согласно законодательству, правила благоустройства муниципального образования могут регулировать включение собственников и других владельцев зданий, строений, сооружений и земельных участков в управление прилегающими территориями. Также эти правила могут устанавливать границы таких территорий в соответствии с региональным законодательством. Исключение делается для собственников и владельцев квартир в многоквартирных домах, участки которых не образованы или образованы на границах многоквартирного дома.

Летом 2019 года Верховный суд рассмотрел новое дело о споре по городским правилам благоустройства, вынося решение, которое представляется положительным для муниципальных образований.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 3. Муниципальные правила благоустройства требовали, чтобы владельцы и собственники зданий и сооружений обеспечивали уход за прилегающими к их объектам территориями. Для торговых киосков такая территория определялась в 10 метров, для рекламных конструкций — в 5 метров, а для многоквартирных домов — в 15 метров вдоль периметра земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами зеленого озеленения и благоустройства. Одна из управляющих организаций многоквартирных домов считала, что муниципалитет необоснованно возлагает на нее, как на ответственное лицо за содержание многоквартирного дома, обязанность содержать территорию, не являющуюся общим имуществом собственников. Организация попыталась обжаловать положения правил благоустройства в суде.

Областной, а затем Верховный суды отклонили иск. Суд указал, что благоустройство территорий — это деятельность, включающая уход за расположенными на них объектами, а также прилегающими к ним территориями. Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предписывает, что лица, ответственные за эксплуатацию зданий, строений или сооружений, обязаны участвовать в уходе за прилегающими территориями в случаях и в порядке, определенных муниципальными правилами благоустройства. Эти правила дают муниципалитетам право регулировать вопросы участия собственников и владельцев зданий, строений, сооружений и земельных участков в управлении прилегающими территориями (см. п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ). Причиной для признания недействительными норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процессуальные аспекты. В рассмотренном случае процедура принятия этих правил не была нарушена (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).

Важно: Участие владельцев недвижимости в управлении прилегающими территориями может также предполагать финансовую ответственность.

Процедура установления границ

Для точного определения границ придомовой территории частного дома рекомендуется обратиться к кадастровому паспорту земельного участка. После завершения приватизации в нем должны быть отмечены не только границы самого участка, но и придомовой территории, относящейся к нему.

СПРАВКА: Согласно законодательству Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на участие в процессе приватизации только один раз.

Для жителей частного сектора нет жестко установленного размера придомовой территории. В каждом отдельном случае размеры придомовой территории частного дома могут значительно различаться. Чтобы определить границы территории, относящейся к вашему частному дому, следует учесть следующие моменты:

  1. Составить план участка и отметить на нем все объекты, необходимые для использования вашим частным домом.
  2. Указать на плане часть земли муниципального значения, прилегающую к вашему имуществу.
  3. Согласовать все спорные вопросы с соседними владельцами участков, претендующими на использование этой территории.
  4. Представить в компетентные государственные органы необходимые документы для оформления прав на использование и владение придомовой территорией.

ИНФОРМАЦИЯ: Земельный участок, прилегающий к забору частной собственности, может быть оформлен в частную собственность или взят в аренду.

Далее обсудим, что подразумевается под придомовой территорией и какова её площадь относительно частного дома?

ЗК РФ Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 42 ЗК РФ -…

Придомовая территория частного дома

Придомовая территория частного дома – что это такое? Разные владельцы могут трактовать это понятие по-разному, ведь закона о придомовой территории, строго говоря, не существует. Тем не менее, можно определить придомовую территорию как участок, примыкающий к частному дому, который используется для обслуживания домовладельцем. На этой территории можно создать клумбы, посадить деревья, организовать парковку.

Советуем прочитать:  Оформление права собственности на землю без документов

Придомовая территория ограничена забором, который определяет границы участка и непосредственно примыкает к нему. Возможно оформление придомовой территории в частную собственность через местное самоуправление. В случае утверждения участка на учете, он может быть формально зафиксирован.

Однако не всегда это возможно. Если запрос на учет отклонен, но придомовая территория необходима, можно заключить договор аренды с местным самоуправлением. В этом случае владелец уплачивает арендную плату за пользование участком.

И все же даже в аренде могут отказать по ряду причин:

— на придомовой территории находятся важные коммуникации;

— возникнет уменьшение общественного пространства;

— территория имеет культурно-историческое значение;

— территория находится в пользовании других лиц.

Часто придомовую территорию невозможно оформить в собственность или взять в аренду. Однако администрация города поручает собственнику дома обязанность по уходу за придомовой территорией – озеленение, уборка и т.д. Современные кадастровые паспорта четко определяют границы участка и придомовой территории. Владелец несет ответственность за придомовую территорию, которая, с одной стороны, не является его собственностью, но с другой стороны, требует ухода.

Если кадастровый план не указывает границы придомовой территории, возникает вопрос – как их определить? Однако конкретных норм, касающихся придомовой территории, не существует. Определение зависит от места расположения участка. Тем не менее, если придомовая территория физически существует, но в кадастровом плане не указана, можно руководствоваться территорией в 1,5 метра от забора участка. В пределах этой зоны владелец обязан поддерживать порядок и благоустройство территории.

Таким образом, владелец частного дома, будь то каркасный или каменный, несет ответственность за придомовую территорию. Строительство дома накладывает определенные обязанности на домовладельца, но владение собственным домом и землей предоставляет больше преимуществ, чем неудобств.

  • Одноэтажные 105 проектов
  • Двухэтажные 185 проектов
  • Барнхаусы каркасные
  • Дома в стиле фахверк
  • Бани каркасные
  • Коттеджи 22 проекта
  • Инженерия
  • Проектирование
  • Заказать дом онлайн
  • Материнский капитал
  • Дополнительные услуги
  • Ремонт деревянных домов
  • Каркасные дома на сваях

Телефон:

Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Магистральная 10
схема проезда

Если земельный участок, на котором расположено многоквартирное домовладение (МКД), сформирован и зарегистрирован в кадастре, он принадлежит владельцам помещений в доме и относится к их общему имуществу. За содержание такого участка обязаны отвечать сами собственники помещений в МКД. В случае если земельный участок, на котором расположен дом, не был сформирован и не был зарегистрирован в кадастре, он находится в собственности муниципального образования. Обязанность по содержанию территории вокруг дома в этом случае лежит на муниципалитете. Такие выводы делались судами на основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Муниципальные нормы благоустройства, которые противоречат этой норме, суды признавали недействительными.

Документ: Сходные решения принимались Верховным судом в определениях от 17.04.2018 № 50-КГ18-6, от 20.12.2017 № 56-АПГ17-21, от 03.10.2018 № 47-АПГ18-4

Пример 1. Гражданин поскользнулся на льду около нежилого пристройки к МКД. Это привело к серьезному повреждению его здоровья. Гражданин подал иск к управляющей организации и частному предпринимателю, владельцу нежилого помещения, требуя компенсации за утраченный заработок и моральный вред.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск истца, ориентируясь на пункт 98 решения Омского городского совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска». Согласно этому пункту, обязанность уборки прилегающей к зданию территории несут лица, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на данной территории или в здании. Предприниматель не согласился с выводами судов и обратился в Верховный суд.

Верховный суд отменил решения нижестоящих судов, указав, что лица, не являющиеся собственниками имущества, несут обязанность по его содержанию только в случаях, предусмотренных федеральными законами или договором. Правила благоустройства не входят в этот перечень. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ допускает, что органы местного самоуправления могут устанавливать порядок участия собственников в благоустройстве прилегающих территорий, однако возложение на них обязанности по содержанию территории против их воли не допускается (определение Верховного суда от 17.04.2018 № 50-КГ18-7).

Суды признавали недействительными муниципальные нормы благоустройства, которые обязывали собственников жилых и нежилых помещений убирать прилегающую территорию, как в случае с собственниками, так и при рассмотрении прокурорских исков в интересах неопределенного круга лиц.

Пример 2. Прокурор подал в суд заявление о признании недействительными и не подлежащими применению положений муниципальных правил благоустройства города, которые противоречат федеральному законодательству. Эти положения обязывали юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей содержать в чистоте и порядке прилегающую к зданиям, сооружениям и другим недвижимым объектам территорию. Обязанность распространялась на всех владельцев недвижимого имущества: собственников, арендаторов, лиц, управляющих объектами или осуществляющих хозяйственное ведение. Прокурор указал, что муниципальный нормативный акт не должен возлагать на физических и юридических лиц обязанность по содержанию прилегающей к их имуществу территории, если эта территория не находится в их собственности, владении или пользовании. Это противоречит требованиям Конституции и федеральных законов.

Советуем прочитать:  Просим надеяться на повторное сотрудничество на английском

Суды согласились с аргументацией прокурора. Из правил благоустройства следует, что прилегающая территория является территорией общего пользования. Земли общего пользования — это земли, не переданные в собственность или пользование физическим и юридическим лицам. Такие участки находятся в собственности муниципального образования (ст. 16–19 Земельного кодекса Российской Федерации). Статья 210 Гражданского кодекса предоставляет собственникам право полностью или частично переложить обязанность по содержанию имущества на других лиц только в случаях, установленных законом или договором.

Положения органов местного самоуправления, касающиеся правил благоустройства, не определяют порядок установления границ территорий по содержанию, благоустройству и уборке. Также не устанавливаются максимальные размеры участков, за содержание которых отвечают граждане и юридические лица, а также условия такой ответственности (см. решение Петровского районного суда Ставропольского края от 09.09.2015 по делу № 2-772/2015).

Обратите внимание: Понятие прилегающей территории включает земли общего пользования, примыкающие к зданиям, сооружениям или земельным участкам, если такие участки образованы.

С 28 июня 2018 года начал действовать новый Градостроительный кодекс (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ), вводящий понятие «прилегающая территория». Согласно законодательству, правила благоустройства муниципального образования могут регулировать включение собственников и других владельцев зданий, строений, сооружений и земельных участков в управление прилегающими территориями. Также эти правила могут устанавливать границы таких территорий в соответствии с региональным законодательством. Исключение делается для собственников и владельцев квартир в многоквартирных домах, участки которых не образованы или образованы на границах многоквартирного дома.

Летом 2019 года Верховный суд рассмотрел новое дело о споре по городским правилам благоустройства, вынося решение, которое представляется положительным для муниципальных образований.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ 3. Муниципальные правила благоустройства требовали, чтобы владельцы и собственники зданий и сооружений обеспечивали уход за прилегающими к их объектам территориями. Для торговых киосков такая территория определялась в 10 метров, для рекламных конструкций — в 5 метров, а для многоквартирных домов — в 15 метров вдоль периметра земельного участка, на котором расположен данный дом, с элементами зеленого озеленения и благоустройства. Одна из управляющих организаций многоквартирных домов считала, что муниципалитет необоснованно возлагает на нее, как на ответственное лицо за содержание многоквартирного дома, обязанность содержать территорию, не являющуюся общим имуществом собственников. Организация попыталась обжаловать положения правил благоустройства в суде.

Областной, а затем Верховный суды отклонили иск. Суд указал, что благоустройство территорий — это деятельность, включающая уход за расположенными на них объектами, а также прилегающими к ним территориями. Градостроительный кодекс в редакции Закона № 463-ФЗ предписывает, что лица, ответственные за эксплуатацию зданий, строений или сооружений, обязаны участвовать в уходе за прилегающими территориями в случаях и в порядке, определенных муниципальными правилами благоустройства. Эти правила дают муниципалитетам право регулировать вопросы участия собственников и владельцев зданий, строений, сооружений и земельных участков в управлении прилегающими территориями (см. п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Закона № 131-ФЗ). Причиной для признания недействительными норм муниципальных правил благоустройства могут быть только процессуальные аспекты. В рассмотренном случае процедура принятия этих правил не была нарушена (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).

Важно: Участие владельцев недвижимости в управлении прилегающими территориями может также предполагать финансовую ответственность.

Процедура установления границ

Для точного определения границ придомовой территории частного дома рекомендуется обратиться к кадастровому паспорту земельного участка. После завершения приватизации в нем должны быть отмечены не только границы самого участка, но и придомовой территории, относящейся к нему.

СПРАВКА: Согласно законодательству Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на участие в процессе приватизации только один раз.

Для жителей частного сектора нет жестко установленного размера придомовой территории. В каждом отдельном случае размеры придомовой территории частного дома могут значительно различаться. Чтобы определить границы территории, относящейся к вашему частному дому, следует учесть следующие моменты:

  1. Составить план участка и отметить на нем все объекты, необходимые для использования вашим частным домом.
  2. Указать на плане часть земли муниципального значения, прилегающую к вашему имуществу.
  3. Согласовать все спорные вопросы с соседними владельцами участков, претендующими на использование этой территории.
  4. Представить в компетентные государственные органы необходимые документы для оформления прав на использование и владение придомовой территорией.

ИНФОРМАЦИЯ: Земельный участок, прилегающий к забору частной собственности, может быть оформлен в частную собственность или взят в аренду.

Далее обсудим, что подразумевается под придомовой территорией и какова её площадь относительно частного дома?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector