Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.08.2022 N 16-5348/2022
Спорная категория: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Отмена постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных грузов.
Решение: Возвращение дела на новое рассмотрение. В постановлении указано, что 7 января 2022 года в 3 часа 12 минут на ( ) водитель Р. управлял транспортным средством марки, государственный регистрационный знак N, с прицепом/полуприцепом, государственный регистрационный знак N, перевозил опасный груз — топливо печное легкое класс 3, группа упаковки 3, предоставив свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов N, в котором в 5 пункте наименование перевозчика является К., а согласно транспортной накладной N от 6 января 2022 года, путевого листа N с 5 января 2022 года по 11 февраля 2022 года, договора аренды от 18 января 2020 года перевозчиком является ООО «Техресурсы». А также согласно пункту 9.1.1.3. ДОПОГ открыта категория АТ, что не соответствует требованиям перевозимым грузам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Руководство: Процедура заключения договора каршеринга
(КонсультантПлюс, 2025) Для аренды определенных категорий или марок транспортных средств могут быть установлены специальные требования к водителю. Например, для аренды автомобилей премиум-класса могут требоваться повышенные требования к стажу вождения.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к водителю-экспедитору?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025) В общем случае Трудовой кодекс РФ предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименования должностей, профессии рабочих и трудовые функции работников в соответствии с уставом организации
Ниже приведены критерии, по которым происходит присвоение классности:
- Основания для назначения категории.
- Процесс присвоения категории.
- Рассмотрение вопросов доплат за категорию.
- 1.1. Водитель автомобиля, 3 класс.
- Управление легковыми и грузовыми автомобилями различных типов и моделей, входящими в категории транспортных средств «В» или «С», либо управление автобусами, отнесенными к категории «Д».
- Оперирование специальными механизмами автокрана, самосвала, автоцистерны, рефрижератора, а также другим специализированным оборудованием, с соблюдением правил безопасности.
- Управление автомобилями с использованием специальных звуковых и световых сигналов.
- Буксировка прицепов весом до 750 кг.
Дополнительные обязанности включают заправку топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, оформление путевых документов, проверку технического состояния автомобиля перед выездом на линию, а также контроль за правильностью погрузки и размещения груза в кузове автомобиля. Также предусмотрено устранение небольших эксплуатационных неисправностей без разборки механизмов во время работы на линии. При обслуживании пассажиров без кондуктора водитель обязан делать объявления остановочных пунктов через радиоустановку, устанавливать катушки с билетами, вести учет и продажу билетов и абонементных книжек.
1.2. Водитель автомобиля, 2 класс.
- Управление легковыми и грузовыми автомобилями различных типов и марок, отнесенными к категориям «В», «С» и «Е», или управление автобусами, отнесенными к категориям «Д» или «Д» и «Е».
- Буксировка прицепов весом более 750 кг.
- Устранение эксплуатационных неисправностей подвижного состава, требующих разборки механизмов.
Выполнение регулировочных работ в условиях поля, при отсутствии технической помощи.
1.3. Водитель автомобиля, 1 класс.
Управление легковыми и грузовыми автомобилями, а также автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям «В», «С», «Д» и «Е». Водитель должен обладать глубоким знанием назначения и устройства автопоездов, технического обслуживания автомобилей последних моделей, влияния эксплуат
Основой для присвоения квалификации водителя 2 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С» и «Е» или «Д» («Д» и «Е»). Непрерывный стаж работы должен составлять не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3 класса на данном предприятии.
Основой для присвоения квалификации водителя 1 класса является наличие водительского удостоверения с открытыми категориями «В», «С», «Е» и «Д». Непрерывный стаж работы должен составлять не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2 класса на данном предприятии.
Кроме того, для присвоения квалификации второго и первого класса водители автомобилей должны показывать высокие результаты в работе (систематическое выполнение планов, графиков перевозок и расписаний движения, соблюдение установленных норм расхода топлива), соблюдать трудовую и производственную дисциплину: отсутствие нарушений ПДД, приводящих к ДТП или лишению прав за последние три года работы, а также отсутствие нарушений правил технической эксплуатации, техники безопасности и рабочих инструкций в течение последнего года.
3. Порядок присвоения классности.
Квалификация водителя 3 класса может быть присвоена при первом приеме на работу, при этом подается заявление такого содержания: «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями в соответствии с открытой категорией В (возможность управления газелью и легковым автомобилем)», или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автомобилями с открытыми категориями В и С» или «Прошу принять меня на работу водителем 3 класса для управления автобусами согласно открытой категории Д». Возможно также принятие на работу водителем автомобиля без указания класса (например, если у работодателя имеется только один автомобиль) или если работодатель не предусматривает доплату за классность в принципе (даже за квалификацию водителя 3 класса).
Квалификация водителя 2 и 1 классов присваивается в процессе работы квалификационной комиссией транспортного предприятия, цеха или другого субъекта транспортной деятельности, если работодатель внедряет систему повышения квалификации водителей автомобилей и осуществляет доплату за 2 и 1 классы.
4.1. Прежний порядок. Ранее действовало Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17 сентября 1986 года № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства».
Согласно приложению № 21 к данному постановлению водителям грузовых и легковых автомобилей, а также автобусов выплачивалась ежемесячная надбавка за классность в следующих размерах: водителям 2-го класса — 10 процентов и водителям 1-го класса — 25 процентов от установленной тарифной ставки за отработанное время в качестве водителя. Постановление от 17 сентября 1986 года № 1115 в настоящее время рекомендательного характера.
4.2. Нынешний порядок. Обязательное положение о выплате доплаты за классность водителям автомобилей в настоящее время отменено различными нормативными документами. Работодателям предоставлено право самостоятельно устанавливать надбавки за классность водителям грузовых, легковых автомобилей и автобусов.
Доплаты за 2 и 1 классы осуществляются в случае установления их коллективными договорами предприятий, постановлениями по отдельным ведомствам (министерствам) или локальными нормативными актами (п
- Классность как критерий профессиональной квалификации: определяет уровень водительских навыков и позволяет устанавливать доплаты и надбавки;
- Классность как показатель безаварийной езды: применяется в основном для определения стоимости ОСАГО и других страховых услуг.
Наиболее часто используется первый подход, включающий три категории: I, II и III классы (их уровень указан в порядке уменьшения профмастерства).
Необходимость в установлении классности водителей в организации
Нет, законодательство не обязывает работодателей к этому.
Другими словами, это решение остается на усмотрение руководства: нужно ли присваивать водителям классность и компенсировать ее.
Если работодатель выбирает введение классности, он также определяет методы ее применения. Например, можно использовать стандартную систему, существующую с советских времен, с тремя классами (I, II и III), или разработать собственную систему оценки профессиональных навыков водителей.
Важно: при введении системы классности водителей работодатель обязан вводить доплату за класс.
Принципы оплаты классности водителей в России
Присвоение водительского класса позволяет увеличить заработную плату различными доплатами. Соглашение предусматривает следующие доплаты:
- За 1 класс – 25% от оклада или другой тарифной ставки;
- За 2 класс – 10% от оклада или тарифной ставки;
- За 3 класс доплата не предусмотрена.
Доплата за классность может быть установлена по усмотрению работодателя, однако если он в течение 30 дней не предоставил письменный отказ от участия в соглашении, она не может быть ниже, чем установленная в документе (соответственно, 25% и 10%). Это утверждено письмом Минздравсоцразвития № 338-ТГ от 24.07.08.
Следовательно, доплата за классность водителям должна соответствовать или превышать установленные в соглашении значения.
Кроме того, указанный документ обязывает работодателей, которые решают доплачивать своим водителям за классность, разработать следующие документы:
- Положение о присвоении классности;
- Положение о доплате за классность.
Начисление такой доплаты водителям устанавливается приказом по организации.
Дополнительную информацию по данной теме можно найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Что представляют собой классы 1, 2 и 3 водителей?
1-й класс водителя — это когда одна рука на баранке, а вторая на коленке рядом сидящей девушки. Это шутка, которой водители часто делятся, особенно те, кто работает в грузовом транспорте.
Система классности водителей транспортных средств была установлена Постановлением Госкомтруда и ВЦСПС от 17.08.1976 N 235/18. Позднее этот документ утратил силу, однако Квалификационным справочником профессий рабочих, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102, были установлены квалификационные характеристики водителей различных классов.
Присвоение классности водителям позволяет вводить различные стимулирующие доплаты к их заработной плате. В соответствии с законодательством о труде, системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами и локальными нормативными актами, учитывая мнение профсоюзов.
Локальные нормативные акты, включающие положения об оплате труда и стимулировании работников, позволяют работодателям самостоятельно определять размеры надбавок за классность водителей, но не менее тех, что установлены отраслевыми соглашениями.
В городском наземном пассажирском транспорте надбавки за классность могут устанавливаться с учетом практики и согласования с профсоюзами:
- Водителям 1-го класса — 25%;
- Водителям 2-го класса — 10% от установленной тарифной ставки за отработанное время.
Применение отраслевого соглашения обязательно в соответствии с рекомендациями Минздравсоцразвития РФ, что обеспечивает единый подход к установлению надбавок за классность водителей в данной отрасли.
ОлесяУченик (148) 6 лет назадD1sМастер (1277) 5 лет назад
Водители автобусов при приеме на работу должны учитывать их классификацию (1-й, 2-й класс). Это необходимо для определения надбавок к зарплате. За водителей 1-го класса предусмотрена надбавка 25%, за 2-й класс — 10%. Для получения 3-го класса водительского удостоверения требуется иметь отметку «В», «С» или только «Д»; для 2-го класса — «В», «С», «Е» или только «Д» («Д» или «Е»); для 1-го класса — «В», «С», «Д» и «Е».
Квалификация 2-го класса может быть присвоена при стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, а квалификация 1-го класса — при стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.
На многих предприятиях классы водителей были убраны, и водители получают равные условия. Ранее правила классификации были более жесткими и различались в зависимости от организации.
Важно отметить, что количество категорий автомобилей также влияет на классификацию и знание автомобиля.
Классность водителей по категориям в зависимости от выполняемых работ
Водитель 3 класса
- Управление автомобилями категорий «В», «С», «Д».
- Управление специальным оборудованием с соблюдением техники безопасности.
- Управление автомобилями с особыми сигналами.
- Буксировка прицепов до 750 кг.
- Заправка транспортных средств и оформление документации.
- Проверка технического состояния автомобиля перед выездом на линию.
- Возврат автомобиля и его парковка при возвращении в автопарк после маршрута.
- Загрузка и разгрузка грузов с автомобилей.
- Контроль за корректной и безопасной погрузкой, расположением и креплением грузов в кузове транспортного средства.
- Мелкий ремонт автомобилей во время работы, включая устранение незначительных неисправностей, не требующих разборки механизмов.
Водитель второго класса:
- Управление автомобилями категорий «В», «С», «Е», «Д», «ДЕ».
- Буксировка прицепов весом более 750 кг.
- Ремонт сложных неисправностей автомобиля во время работы, требующих разборки механизмов.
- Выполнение регулировочных работ в полевых условиях без технической поддержки.
Водитель первого класса:
- Управление автомобилями категорий «В», «С», «Е», «Д», «ДЕ».
- Знание устройства и правил техобслуживания автотранспортных средств.
- Учет эксплуатационных показателей автомобиля при организации перевозок.
- Осведомленность о технических и эксплуатационных характеристиках автомобиля и их влиянии на безопасность движения.
Доплата за класс водителя:
В Российской Федерации законодательством не предусмотрены доплаты за класс водителя. Ранее в Советском Союзе постановлением ЦК КПСС от 17.09.1986 года водителям второго класса начислялось дополнительно 10%, а водителям первого класса – 25% от установленной тарифной ставки за отработанное время.
Доплаты за классность водителей могут быть введены только в соответствии с локальными нормативными актами предприятий.
Таблица расчета класса водителя по ОСАГО и КБМ:
Класс КБМ | Повышение/Скидка | Количество страховых случаев |
---|---|---|
0 | 145% | 0 |
1 | 130% | 1 |
2 | 55% | 2 |
3 | 40% | 3 |
4 | нет | 4 |
5 | 5% | 5 |
6 | 10% | 6 |
7 | 15% | 7 |
8 | 20% | 8 |
9 | 25% | 9 |
10 | 30% | 10 |
11 | 35% | 11 |
12 | 40% | 12 |
13 | 45% | 13 |
Стоимость полиса ОСАГО:
Стоимость полиса ОСАГО зависит от класса КБМ, согласно представленной выше таблице.
Таблица, которую вы видите ниже, классифицирует водителей по различным категориям. В первом столбце указан класс водителя при оформлении автостраховки. При первом обращении к нашей компании для получения полиса ОСАГО водителю автоматически присваивается 3 класс. С течением времени этот класс может изменяться в зависимости от страховых случаев и отсутствия аварий.
Во второй строке таблицы указаны действующие скидки, выраженные в процентах, и коэффициент бонус-малуса.
В последнем столбце отмечено наличие или отсутствие страховых случаев за последний страховой период.
Судебная практика
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.08.2022 N 16-5348/2022
Спорная категория: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Отмена постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ за нарушение правил перевозки опасных грузов.
Решение: Возвращение дела на новое рассмотрение. В постановлении указано, что 7 января 2022 года в 3 часа 12 минут на ( ) водитель Р. управлял транспортным средством марки, государственный регистрационный знак N, с прицепом/полуприцепом, государственный регистрационный знак N, перевозил опасный груз — топливо печное легкое класс 3, группа упаковки 3, предоставив свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке некоторых опасных грузов N, в котором в 5 пункте наименование перевозчика является К., а согласно транспортной накладной N от 6 января 2022 года, путевого листа N с 5 января 2022 года по 11 февраля 2022 года, договора аренды от 18 января 2020 года перевозчиком является ООО «Техресурсы». А также согласно пункту 9.1.1.3. ДОПОГ открыта категория АТ, что не соответствует требованиям перевозимым грузам.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Наиболее часто используется первый подход, включающий три категории: I, II и III классы (их уровень указан в порядке уменьшения профмастерства).
Необходимость в установлении классности водителей в организации
Нет, законодательство не обязывает работодателей к этому.
Другими словами, это решение остается на усмотрение руководства: нужно ли присваивать водителям классность и компенсировать ее.
Если работодатель выбирает введение классности, он также определяет методы ее применения. Например, можно использовать стандартную систему, существующую с советских времен, с тремя классами (I, II и III), или разработать собственную систему оценки профессиональных навыков водителей.
Важно: при введении системы классности водителей работодатель обязан вводить доплату за класс.
Принципы оплаты классности водителей в России
Присвоение водительского класса позволяет увеличить заработную плату различными доплатами. Соглашение предусматривает следующие доплаты:
- За 1 класс – 25% от оклада или другой тарифной ставки;
- За 2 класс – 10% от оклада или тарифной ставки;
- За 3 класс доплата не предусмотрена.
Доплата за классность может быть установлена по усмотрению работодателя, однако если он в течение 30 дней не предоставил письменный отказ от участия в соглашении, она не может быть ниже, чем установленная в документе (соответственно, 25% и 10%). Это утверждено письмом Минздравсоцразвития № 338-ТГ от 24.07.08.
Следовательно, доплата за классность водителям должна соответствовать или превышать установленные в соглашении значения.
Кроме того, указанный документ обязывает работодателей, которые решают доплачивать своим водителям за классность, разработать следующие документы:
- Положение о присвоении классности;
- Положение о доплате за классность.
Начисление такой доплаты водителям устанавливается приказом по организации.
Дополнительную информацию по данной теме можно найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
Что представляют собой классы 1, 2 и 3 водителей?
1-й класс водителя — это когда одна рука на баранке, а вторая на коленке рядом сидящей девушки. Это шутка, которой водители часто делятся, особенно те, кто работает в грузовом транспорте.
Система классности водителей транспортных средств была установлена Постановлением Госкомтруда и ВЦСПС от 17.08.1976 N 235/18. Позднее этот документ утратил силу, однако Квалификационным справочником профессий рабочих, утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102, были установлены квалификационные характеристики водителей различных классов.
Присвоение классности водителям позволяет вводить различные стимулирующие доплаты к их заработной плате. В соответствии с законодательством о труде, системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами и локальными нормативными актами, учитывая мнение профсоюзов.
Локальные нормативные акты, включающие положения об оплате труда и стимулировании работников, позволяют работодателям самостоятельно определять размеры надбавок за классность водителей, но не менее тех, что установлены отраслевыми соглашениями.
В городском наземном пассажирском транспорте надбавки за классность могут устанавливаться с учетом практики и согласования с профсоюзами:
- Водителям 1-го класса — 25%;
- Водителям 2-го класса — 10% от установленной тарифной ставки за отработанное время.
Применение отраслевого соглашения обязательно в соответствии с рекомендациями Минздравсоцразвития РФ, что обеспечивает единый подход к установлению надбавок за классность водителей в данной отрасли.
ОлесяУченик (148) 6 лет назадD1sМастер (1277) 5 лет назад
Водители автобусов при приеме на работу должны учитывать их классификацию (1-й, 2-й класс). Это необходимо для определения надбавок к зарплате. За водителей 1-го класса предусмотрена надбавка 25%, за 2-й класс — 10%. Для получения 3-го класса водительского удостоверения требуется иметь отметку «В», «С» или только «Д»; для 2-го класса — «В», «С», «Е» или только «Д» («Д» или «Е»); для 1-го класса — «В», «С», «Д» и «Е».
Квалификация 2-го класса может быть присвоена при стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, а квалификация 1-го класса — при стаже работы не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии.
На многих предприятиях классы водителей были убраны, и водители получают равные условия. Ранее правила классификации были более жесткими и различались в зависимости от организации.
Важно отметить, что количество категорий автомобилей также влияет на классификацию и знание автомобиля.
Классность водителей по категориям в зависимости от выполняемых работ
Водитель 3 класса
- Управление автомобилями категорий «В», «С», «Д».
- Управление специальным оборудованием с соблюдением техники безопасности.
- Управление автомобилями с особыми сигналами.
- Буксировка прицепов до 750 кг.
- Заправка транспортных средств и оформление документации.
- Проверка технического состояния автомобиля перед выездом на линию.
- Возврат автомобиля и его парковка при возвращении в автопарк после маршрута.
- Загрузка и разгрузка грузов с автомобилей.
- Контроль за корректной и безопасной погрузкой, расположением и креплением грузов в кузове транспортного средства.
- Мелкий ремонт автомобилей во время работы, включая устранение незначительных неисправностей, не требующих разборки механизмов.
Водитель второго класса:
- Управление автомобилями категорий «В», «С», «Е», «Д», «ДЕ».
- Буксировка прицепов весом более 750 кг.
- Ремонт сложных неисправностей автомобиля во время работы, требующих разборки механизмов.
- Выполнение регулировочных работ в полевых условиях без технической поддержки.
Водитель первого класса:
- Управление автомобилями категорий «В», «С», «Е», «Д», «ДЕ».
- Знание устройства и правил техобслуживания автотранспортных средств.
- Учет эксплуатационных показателей автомобиля при организации перевозок.
- Осведомленность о технических и эксплуатационных характеристиках автомобиля и их влиянии на безопасность движения.
Доплата за класс водителя:
В Российской Федерации законодательством не предусмотрены доплаты за класс водителя. Ранее в Советском Союзе постановлением ЦК КПСС от 17.09.1986 года водителям второго класса начислялось дополнительно 10%, а водителям первого класса – 25% от установленной тарифной ставки за отработанное время.
Доплаты за классность водителей могут быть введены только в соответствии с локальными нормативными актами предприятий.
Таблица расчета класса водителя по ОСАГО и КБМ:
Класс КБМ | Повышение/Скидка | Количество страховых случаев |
---|---|---|
0 | 145% | 0 |
1 | 130% | 1 |
2 | 55% | 2 |
3 | 40% | 3 |
4 | нет | 4 |
5 | 5% | 5 |
6 | 10% | 6 |
7 | 15% | 7 |
8 | 20% | 8 |
9 | 25% | 9 |
10 | 30% | 10 |
11 | 35% | 11 |
12 | 40% | 12 |
13 | 45% | 13 |
Стоимость полиса ОСАГО:
Стоимость полиса ОСАГО зависит от класса КБМ, согласно представленной выше таблице.
Таблица, которую вы видите ниже, классифицирует водителей по различным категориям. В первом столбце указан класс водителя при оформлении автостраховки. При первом обращении к нашей компании для получения полиса ОСАГО водителю автоматически присваивается 3 класс. С течением времени этот класс может изменяться в зависимости от страховых случаев и отсутствия аварий.
Во второй строке таблицы указаны действующие скидки, выраженные в процентах, и коэффициент бонус-малуса.
В последнем столбце отмечено наличие или отсутствие страховых случаев за последний страховой период.